Согалсно приказу Министерства образования и науки Нижегородской области от 07.04.2025 № 316-01-63-729/25 "О поэтапном внедрении программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации" МАДОУ "Детский сад № 402 "Золотая рыбка" является региональной площадкой, в которой осуществляется апробация программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (далее - Программа просвещения родителей).
Информационная справка
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, (далее – Программа), представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.
Просветительская деятельность осуществляется вне реализации образовательных программ, поэтому Программа просвещения не является образовательной программой. Она выступает инструментом, используя который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач, особенностей контингента родителей, возникающих образовательных ситуаций и запросов.
Программа состоит из пояснительной записки и семи разделов. В пояснительной записке обоснована актуальность программы, обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы.
Первый и второй разделы включают материалы, направленные на оказание методической помощи педагогам.
Третий раздел включает основные содержательные вопросы, связанные со здоровьем, развитием и воспитанием в семье детей разных возрастов (от рождения до окончания дошкольного периода детства).
Четвертый раздел содержит информацию об особенностях просвещения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей-инвалидов.
Пятый раздел рассматривает вопросы правовой и государственной поддержки семей.
Шестой раздел содержит информацию для ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей.
В седьмом разделе дается описание форм и способов, инициирующих родительскую активность, таких как: родительские клубы, движения, родительские объединения по интересам, родительские форумы, волонтерские движения и фестивали, совместные проекты родителей с детьми.
Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей возможно через решение определенных задач:
- Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
- Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
- Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
- Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании возможных причин возникновения трудностей в развитии ребенка и путей их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком.
- Информирование родителей о возможностях получения индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья, обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.
- Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, основанный на выделенных проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.
Нормативная база
Локальные акты
Практика реализации Программы просвещения родителей
Картотека форм просветительских мероприятий для родителей
Тема "Семейные традиции и ценности"
1. Анкетирование "Как вы считаете, нужно ли приобщать ребенка к семейным ценностям и традициям?"
Онлайн-опрос
Результаты анкетирования
2. Семинар-практикум "В каждой семье свои традиции"
Сценарий
Презентация

3. Консультация для родителей «Традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей»
Конспект
4. Буклет "Семейные ценности и традиции — источник радости и единства"
Макет
5. Мастер-класс по изготовлению рамочки для семейной фотографии

6. Акция "Расскажи о своем герое ВОВ" - составление небольших рассказов о предках, воевавших в ВОВ, с последующей публикацией в Госпабликах детского сада в рубрике "Книга памяти"

7. Акция "Бессмертный полк"
8. Спортивное мероприятие "Мама, папа, я - спортивная семья"

Тема "Трудовое воспитание в семье"
1. Анкетирование
Онлайн-опрос
Результаты анкетирования
2. Родительское собрание "Как приучить ребёнка к труду с радостью"
Конспект
3. Семинар-практикум «Трудовое воспитание в семье и детском саду»
Конспект
4. Беседа-дискуссия с элементами практикума «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»
Конспект
5. Консультация для родителей «Домашние обязанности как средство воспитания»
Конспект
6. Родительский лекторий:
- «Почему ребёнок не хочет помогать?»
Конспект
- «Самообслуживание как вид труда»
Конспект
- «Что значит труд для дошкольника?»
Конспект
- «Надо ли ребёнку трудиться?»
Конспект
7. Буклет "Как воспитать уважение к труду?"
Макет
8. Памятка "Возрастные трудовые поручения"
Макет
9. Тематические встречи с родителями разных профессий "Калейдоскоп профессий наших родителей"

Статьи педагогов
Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в вопросах приобщения к здоровому образу жизни
Советы вдумчивым родителям: как развить гигиенические навыки у детей раннего возраста при подготовке к детскому саду
Как справиться с кризисом трех лет и помочь ребенку пережить этот период
Маленький нижегородец: как познакомить ребёнка 6 лет с историей и культурой любимого города?
Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста
Нужно ли развивать у ребёнка 5 лет желание к коллекционированию?
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы родителей
Вопрос 1
Моему ребёнку 5 лет. Замечаю, что он с трудом удерживает внимание на занятиях дома: через 10–15 минут начинает отвлекаться, вертеться, перебивать. Это возрастная особенность или повод для беспокойства и необходимо обратиться за помощью к специалистам? Что можно делать дома, чтобы развить усидчивость и концентрацию?
Ответ
Вопрос 2
Моему сыну 3 года. Замечаю, что он почти не разговаривает — в основном использует жесты и отдельные звуки, редко слова и простые фразы. Нормально ли это для его возраста? Что можно делать дома, чтобы стимулировать развитие речи? Может, стоит срочно идти к логопеду?
Ответ
Вопрос 3
Моему ребёнку 5 лет. В последнее время дома он часто проявляет агрессию: кричит, топает ногами, может толкнуть младшего брата или швырнуть игрушку. В детском саду, по вашим словам, такого поведения почти не бывает — там он сдержаннее и лучше контролирует эмоции. Почему так происходит и что мы можем сделать, чтобы снизить вспышки агрессии дома? Может быть, есть какие-то проверенные рекомендации?
Ответ
Вопрос 4
Ребёнок (6 лет) очень болезненно реагирует на проигрыш в настольных или командных играх: переворачивает игровое поле, плачет, кричит. Как научить ребенка спокойно относиться к поражениям?
Ответ
Вопрос 5
Девочка (2 года, 7 месяцев) играет только в машинки. Стоит ли беспокоиться и что с этим делать?
Ответ